Кому в Украине мешал УБОП, или "оболванивание" продолжается

Понедельник, 13 марта 2017 15:21 | Украина | 5551
Кому в Украине мешал УБОП, или "оболванивание" продолжается

Украинский правозащитник Виктор Столбовой пишет в соцсети об упразднении управления по борьбе с организованной преступностью.

В последнее время в СМИ появилось значительное количество статей, которые одобряют решение А. Авакова о ликвидации подразделений БОП, доказывают как опасны были эти подразделения и прочее. Я непосредственно имел возможность работать в этой службе и знаю ее работу изнутри со всеми ее недостатками и преимуществами. Поэтому попробую объективно разобраться, правильно ли ликвидировали УБОП?

Виктор Столбовой

Необходимость создания этого подразделения стала очевидной в связи с распадом СССР. Действующая структура милиции была не в состоянии бороться с организованной преступностью. Общеуголовная преступность не давала возможности подразделениям уголовного розыска заниматься организованными преступными группировками. Не потому, что там не было профессионалов. Именно профессионалы из уголовного розыска создали фундамент службы БОП. У них физически не было времени на документирование организованных преступных группировок (далее – ОПГ) потому, что это занимало очень много времени: месяцы, годы. Как практический сотрудник уголовного розыска, могу утверждать, что уголовный розыск, работая от нераскрытого преступления, не имел возможности сосредоточиться на документировании лидеров ОПГ. И реально, сотрудники уголовного розыска не могли задокументировать деятельность лидеров ОПГ и их близкого окружения. Задерживались и привлекались к уголовной ответственности лишь отдельные исполнители, что не влияло на функционирование ОПГ в целом. Лидеры ОПГ отошли от непосредственного участия в преступлениях, как исполнители. Они сумели создать автономные группы исполнителей и контролеров за различными видами уголовной деятельности. Они сосредоточились исключительно на организационной и руководящей работе по управлению преступными организациями, ОПГ.

Накопив большие средства от криминала, ОПГ получили серьезную экономическую составляющую, финансовую основу. Лидеры ОПГ начали легализировать преступные средства в законный бизнес, создавали целые экономические империи. Это давало возможность аккумулировать большие средства на подкуп сотрудников милиции, прокуратуры и судов, установлении тесных, постоянных коррупционных связей с правоохранительными структурами. А те из них, которые не соглашались на сотрудничество с ОПГ, были убиты заказными киллерами.
Лидеры ОПГ поставили перед собой задачу: перейти на значительно более высокий уровень функционирования. Они делегировали в органы государственной власти, местного самоуправления, Верховной Совет своих представителей, профинансировали их компании и криминалитет стал частью криминального государства. Это дало возможность в определенной степени влиять на государственную политику, особенно в принятии решений в отношении контроля над определенными отраслями и секторами экономики, приватизации и тому подобное. Так произошло окончательное формирование уголовно-олигархического государства Украины.

Работая в 90-х годах руководителем уголовного розыска, я на собственном примере, общаясь с потерпевшими от преступлений, видел, как они не доверяли милиции. Фактически граждане отдали предпочтение в решении проблем с криминалом не государственным правоохранительным органам, а бандитам. Это был период криминального государства.

Для работы с ОПГ нужны были другие подразделения и новые принципы работы. Для этого и были созданы УБОП. Они стали работать не от нераскрытого преступления, а от лица. Для этого были созданы все необходимые условия: собственная разведка; собственное спецподразделение «Сокол» для проведения спецопераций по задержанию членов ОПГ и опасных преступников; собственные учеты (информационно-поисковая система «Скорпион»); легендированные предприятия; специально готовились и обучались штатные негласные сотрудники для работы с ОПГ. Это было сделано, исходя из примеров общемирового опыта.

Работая в уголовном розыске, затем возглавив межрегиональный отдел по борьбе с организованной преступностью, мне удалось вернуть доверие граждан к милиции. Когда я документировал ОПГ Побережного в Хмельницкой области, пострадавшие от их преступлений (а их было десятки!), падали мне в ноги, готовы были целовать обувь, только чтобы я не занимался этими преступниками. В чем заключался их страх? Они не доверяли милиции, говорили, что члены ОПГ знают каждое действие милиции, они действуют на опережение. Потерпевшие боялись реальной расправы со стороны ОПГ, ведь возглавлял ОПГ бывший оперативный сотрудник уголовного розыска, который ранее отбывал наказание в Нижнем Тагиле вместе с первым заместителем Министра внутренних дел СССР Ю. Чурбановым. И мне пришлось затратить много времени для их убеждения в том, что УБОП способен их защитить, вернуть отобранные фирмы, отобранный преступниками бизнес, квартиры, автомобили и прочее. Собственно так и произошло. Вся ОПГ Побережного была задержана, а потерпевшим возвращены фирмы, квартиры, автомобили и прочее. Преступники понесли заслуженную уголовную ответственность.
Благодаря деятельности УБОП в период 1994-2000 годов, организованная преступность уголовно-насильственного характера была локализована и перестала представлять серьезную общественную опасность для государства и граждан.
В 2015 году безосновательно и незаконно ликвидировали УБОП. Но организованная преступная деятельность не исчезла. Она, как свидетельствует статистика, расцветает буйным цветом. За три года бесконтрольности она приобрела новые, более опасные формы деятельности. Вот отдельные цифры. В течение 2016 года правоохранительными органами выявлено всего 136 устойчивых преступных группировок (против, например, 185 в 2013 году), из которых только три преступных организации (в то время, как в 2013 году их было 7)! Больше всего привлекает к себе внимание тот факт, что из общего числа выявленных в 2016 году организованных групп, лишь 16 были с коррумпированными связями (против 17 в 2015 году, 32 в 2014 году и 33 в 2013 году), что, опять же, вдвое меньше, чем в предыдущие годы! В то же время, в 2016 году не выявлено ни одного преступного сообщества в сфере приватизации, металлургической промышленности, электроэнергетическом комплексе, хотя, в частности, эта последняя сфера является не менее преступной. В общем, в течение 2016 года в ходе досудебного расследования по преступлениям этой категории, выявлено 598 лиц, в то время в 2014 году их количество составляло 676 лиц, а в 2013 году было еще больше – 800 лиц, совершивших преступления в составе ОПГ.

Ухудшается и состояние раскрытия этих общественно опасных преступлений. Так, в 2016 году направлено в суд с обвинительным актом или ходатайством о применении принудительных мероприятий медицинского или воспитательного характера лишь 166 таких производств (против 176 в 2015 году, 213 в 2014 году и 217 в 2013 году).

О фактическом сворачивании работы всех правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью, в т.ч. и в сфере экономики, свидетельствуют и такие цифры: если в 2016 году выявленными преступлениями этой категории был нанесен ущерб на сумму 86,5 млн. грн., то в 2014 году - 289 млн. грн., а в 2013 году еще больше - 624,9 млн. грн.; при этом, возмещение этих убытков в ходе досудебного расследования в 2016 году составляло 27,8 млн. грн. ,в то время как в 2014 году - 63 млн. грн. и 49,9 млн. грн. в 2013 году! Это означает, что Украина за три года вернулась к криминальному государству. МВД Украины с 2013 года не провело ни одной коллегии, посвященной состоянию борьбы с преступностью, тем более с организованной преступностью.

Так почему ликвидировали УБОП? Проанализируем причины ликвидации. На мой взгляд, здесь есть несколько причин. Первая и главная. Политизация МВД. Закрепив законодательно решение, что министр и его заместители являются политическими фигурами, в МВД начались невероятные разрушительные процессы, которые продолжаются и до сих пор. Министрами начали назначать не профессионалов сферы правоохранительной деятельности, а политиков: виноделов, инженеров-электриков, просто бизнесменов с сомнительным прошлым. Придя в МВД, они фактически разрушили эту структуру, в том числе, ликвидировав подразделения БОП. Почему так произошло? Возглавив МВД, каждый министр-политик начинал выстраивать кадровую политику по принципу расстановки руководящих кадров на всех уровнях при условии личной приверженности и поддержки его политической партии; которые лично преданы его «величеству – министру». Не менее важным моментом в этот период сыграл и финансовый вопрос. Каждый министр осознавал, что это - период «сбора урожая», когда за назначение или переназначение руководителей УМВД, руководителей управлений и департаментов платились значительные суммы средств. То есть должности нужно было просто купить. А когда кандидат или действующий начальник не соглашались со «сметой» взятки, их быстро увольняли.

Попав в такие условия, новоназначенные руководители УБОП четко осознавали, что их судьба в руках министра-политика. Началось грубое незаконное вмешательство в оперативно-служебную деятельность подразделений УБОП. Руководители УБОП, осознавая незаконность таких указаний, боясь быть уволенными, выполняли такие указания, стараясь их обернуть в якобы законную форму борьбы с организованной преступностью.

Это был самый эффективный инструмент в руках министра-политика для решения собственных задач, а именно: 1) для устранения политических конкурентов через уголовное преследование, используя и незаконные, преступные методы противодействия (подбрасывание наркотиков, оружия и тому подобное); 2) для устранения бизнес-конкурентов, перераспределение рынков и сфер влияния в экономических сферах в отдельных отраслях экономики; 3) для преобразования важнейшего правоохранительного органа - милиции, предназначенного для борьбы с организованной преступностью, в собственные подразделения внутренней безопасности политических партий, которые приходили к власти.

И что важно, что ни один политик-министр не понес за это уголовной ответственности! А система МВД, в том числе УБОП, не нашли необходимых механизмов противодействия политизации. И теперь, в ныне действующем Законе «О Национальной полиции», статья о политической нейтральности полиции является мертвой статьей, ширмой для «оболванивания» граждан и общества в целом. Министр–политик как вмешивался в оперативно-служебную деятельность, так и продолжает это делать в дальнейшем. И если общество не исправит этой ситуации, немедленно, то это дорого обойдется для рядовых граждан и для государства в целом. Повторюсь, мы уже вернулись в криминальную страну! Это факт.

Вторая причина - профессиональная. Из-за непрофессионализма руководителей, подразделения БОП стали заниматься общеуголовной преступностью, вместо борьбы с ОПГ, чтобы хоть как-то оправдать свое бездействие. Это и было причиной дублирования функций других служб. На должности начальников УМВД начали назначать сомнительные личности, без опыта оперативной и следственной работы, которые не могли влиять на эти процессы.

Третья причина. Сотрудники БОП из-за бесконтрольности со стороны руководства, сами, через подставных лиц занимали ниши в сферах бизнеса вместо ликвидированных или нейтрализованных лидеров ОПГ.

Несмотря на эти недостатки, перечень которых можно было бы продолжить, решение о ликвидации УБОП было антигосударственным. Создан новый орган Национальное антикоррупционное бюро Украины (далее – НАБУ), который работает исключительно по выявлению чиновников, которые разворовывают государственный бюджет и не способны влиять на процессы в организованной преступной среде. Национальная полиция связана с общеуголовной преступностью, которая их накрыла лавиной и их раскрытие составляет от 5 до 10%, не в состоянии бороться с организованной преступностью. Функционирование специализированных органов по борьбе с организованной преступностью - это общемировая практика. Поэтому, чтобы вновь отстроить правовое, а не криминально-олигархическое государство, нам нужно действовать.

На основании изложенного, предлагается.

1. Руководству государства решить вопрос о создании отдельного, независимого от МВД органа «национальное бюро расследований (НБР)» для борьбы с организованной преступной деятельностью.
2. Верховному Совету Украины, Кабинету Министров Украины предвидеть смету для функционирования НБР.

comments powered by HyperComments
Загрузка...

Картина дня

Последние события в Украине

Все новости раздела

Названы имена 40 нардепов, на которых ГПУ готовит представления

Среди известных фамилий в списке есть Сергей Лещенко, Виктор Чумак, Наталья Королевская, Игорь Мосийчук и…

"35 девушек и жуткие штрафы": на Киевщине прикрыли крупную сеть борделей

Проститутки оказывали услуги сексуального характера клиентам как в притонах с круглосуточной охраной, так и на…

Легендарный дом Булгакова в центре Киева покрылся метровыми трещинами

Разрушения связывают со строительными работами с привлечением тяжелой мощной техники на соседнем участке. 

Последние события в мире

Все новости раздела

Ясновидящие Пророки назвали точную дату начала Третьей мировой войны

Война начнется с нападения США на Сирию 13 октября 2017 года.

Солист группы Linkin Park повесился

Появилась новая информация о самоубийстве 41-летнего фронтмена американской группы Linkin Park. Солист коллектива Честер Беннингтон…

Песков: Мы не в курсе контактов штаба Трампа с российским юристом

Кремль никогда не контактировал с российским юристом Натальей Весельницкой, которая встретилась с помощниками президента США…