Россия может потерять свою долю на индийском рынке оружия

Пятница, 29 января 2016 08:24 | Экономика | 89

1Потеря Россией индийского рынка вооружений может в итоге привести к разрушению всего российского ВПК. Доля российской продукции на индийском рынке вооружений будет и дальше стремительно уменьшаться на фоне усиливающейся борьбы за клиентов при участии США, стран Европы, Израиля и Японии. А поскольку Индия на данный момент является крупнейшим в мире импортером вооружений, то резкое сокращение российской продукции под натиском конкурентов дополнительно создаст серьезные проблемы для российского ВПК в условиях общего кризиса.

Индия уверенно сохраняет за собой первое место по импорту оружия: за последние 5 лет ее доля в общем объеме мирового импорта вооружений составила 15%. Российские компании давно сотрудничают с Индией в этой сфере и пользуются определенными привилегиями, благодаря чему за указанный период Россия обеспечила 70% от общего объема всех закупаемых индийской армией вооружений. Однако все больше стран активно вступают в конкурентную борьбу за возможность поставлять свою военную продукцию на устойчивый индийский рынок. В результате господство российских производителей продукции оборонного назначения стремительно сходит на нет, а несколько контрактов, заключенных между Москвой и Нью-Дели, уже оказались под угрозой срыва. Индия по-прежнему выделяет значительные средства на переоснащение и модернизацию своих вооруженных сил — но основной источник поступлений этих вооружений может в самое ближайшее время поменяться, поскольку Россия начинает уступать конкурентам. Это происходит в тот момент, когда российская экономика переживает тяжелые времена и находится в довольно бедственном положении под натиском западных санкций и падением мировых цен на нефть. Это вынуждает Москву идти на значительное сокращение всех бюджетных расходов, поэтому запланированное ранее повышение оборонного бюджета теперь маловероятно — более того, российскому ВПК еще очень повезет, если общие расходы на оборону в бюджете будут хотя бы оставаться неизменными в ближайшие пару лет. Такая вынужденная экономия приведет к тому, что долгожданная модернизация российской армии будет откладываться и затягиваться, а российским предприятиям военно-промышленного комплекса придется зарабатывать за рубежом, чтобы выжить, как это было в 1990-е годы. Поэтому серьезное беспокойство вызывает тот факт, что некоторые крупные контракты с Индией уже оказались под угрозой срыва из-за нерешенных споров двух сторон. Например, совместный российско-индийский проект по созданию многоцелевого военно-транспортного самолета, общая сумма которого оценивалась в 1 миллиард долларов. Однако ВВС Индии не устраивают некоторые вопросы технического и конструкторского плана, включая двигатели разрабатываемой новинки. Кроме того, индийские власти недавно закупили в США несколько транспортных самолетов, и теперь у них уже нет особого желания вкладывать средства в проект, который не сможет в достаточной мере удовлетворить их стремление получить самолет, способный летать на больших высотах. Индия также прибегла к помощи Украины для модернизации своего парка из 104 транспортных самолетов Ан-32, потратив на это 400 миллионов долларов. Учитывая эти и другие альтернативные варианты, а также существующие серьезные возражения против проекта по созданию нового многофункционального военно-транспортного самолета, эта совместная работа Индии с Россией уже вряд ли состоится. Договор о поставке в Индию 100 российских легких вертолетов Ка-226Т, который был подписан в 2015 года в ходе визита в Москву премьер-министра Нарендры Мод, также находится под угрозой из-за новой инициативы Нью-Дели. Согласно этой инициативе, 50% всех комплектующих вертолета должны изготавливаться в Индии, в то время как российская сторона готова нести ответственность только за комплектующие собственного производства. А поскольку две трети деталей и узлов вертолета поступают от продавцов из третьих стран, Индии приходится теперь организовывать переговоры с разными сторонами и выяснять, согласятся ли те организовать местное индийское производство. Это значительно повышает вероятность того, что из-за отсрочек и внесения изменений в контракт вся программа целиком будет свернута. Под угрозой отмены сейчас находится и еще более важный совместный индийско-российский проект по созданию многоцелевого малозаметного истребителя пятого поколения на базе российского Т-50 (ПАК ФА). Хотя с момента запуска этого проекта прошло уже 8 лет, финальный контракт об окончательной конструкции истребителя до сих пор так и не был подписан, а в работе уже происходят перебои и длительные задержки. Это объясняется тем, что индийских законодателей очень беспокоит вопрос итоговой стоимости нового самолета и характеристик его двигателя. Со стороны Нью-Дели также поступали нарекания в связи с отсутствием прозрачности и участия со стороны России. Учитывая, что суммарный вклад индийской стороны в реализацию проекта на протяжении всех его этапов оценивается в 30 миллиардов долларов, возможный отказ от сотрудничества станет серьезным ударом для российской авиационно-космической промышленности: если Индия будет вынуждена выйти из проекта, российским ВВС, скорее всего, ничего не останется, кроме как сократить количество самолетов следующего поколения, которыми она собирается пополнить свой парк истребителей. В то же время проблемы, которые возникли на пути реализации этих ключевых российско-индийских проектов в области вооружений, открывают новые возможности для других иностранных поставщиков. В последнее время Индия заключила ряд важных договоров с Соединенными Штатами на поставки вертолетов и военно-транспортных самолетов, а также с Южной Кореей (самоходные гаубицы) и Израилем (системы ПВО, беспилотники и противотанковые ракеты). Кроме того, Нью-Дели подготавливает новый контракт на закупку истребителей у Франции, которая значительно выигрывает в конкурентной борьбе с Россией, а также рассматривает возможность приобретения палубного истребителя. И это может создать ощутимые проблемы для России, которая до сих пор поставляла свои истребители МиГ-29K для индийских авианосцев. Кроме того, официальные данные показывают: хотя Россия и занимала на индийском рынке доминирующее положение по продажам оружия и военного оборудования на протяжении последних пяти лет, однако США, по всей видимости, уже смогли почти на треть обогнать ее по обороту продаж за последние три года. Индийский рынок вооружений печально славится сложностью технологических процессов, длительными задержками, а также неизбежными поправками и изменениями в соглашениях, поэтому некоторые из российско-индийских оборонных контрактов вполне могут остаться в силе, несмотря на долгие споры и разногласия. Но тот факт, что в реализации ряда важных совместных проектов у России уже возникли ощутимые трудности, не сулит Москве ничего хорошего: в условиях растущей конкуренции со стороны США, Израиля, европейских стран, а в будущем, возможно, и других стран — таких как Япония — Россия неизбежно лишится своей доли на индийском рынке. А если такие крупные проекты, как совместная программа по созданию истребителя пятого поколения, действительно провалятся, тогда позиция России может быть подорвана даже быстрее, чем ожидается. И это крайне негативно отразится на всем российском военно-промышленном комплексе в целом, учитывая ухудшающуюся экономическую ситуацию внутри страны.

Источник: Stratfor

Картина дня