В канун Дня ликвидатора аварии на ЧАЭС: воспоминания о городе-призраке

Пятница, 13 декабря 2013 19:44 | Запорожье | 9

Пустой город, как в сказке замерший в ожидании своих жителей. Там не было слышно птиц и животных, не было даже обычных для этого времени комаров, а вокруг только распахнутые двери и гулкая тишина. А возле саркофага останавливались даже часы. Так вспоминает город-призрак Припять тогда еще старший лейтенант УГАИ УМВД Запорожской области Алексей Ловчиков.

Завтра, 14 декабря, отмечается День ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, событию, которое поделило историю Украины на две эры – «до Чернобыля» и «после». Авария на ЧАЭС стала крупнейшей экологической катастрофой и мощным ударом по советской политической системе, подорвав доверие людей к своим вождям, которые столь долго скрывали правду. Но она же стала памятником мужеству тех героев, которые ликвидировали последствия аварии. Когда пришла телеграмма о немедленном отбытии в зону катастрофы, Алексей Ловчиков находился в командировке в Мелитополе. Время для сборов – два часа. Без разговоров и объяснений.

 

Между селом Глебовка и ЧАЭС менее 100 км. Именно там дислоцировался лагерь строителей, медиков и работников ГАИ на территории дома отдыха КПИ. Своей работой Алексей Ловчиков не хвастается, но вспоминает события того года с улыбкой, рассматривая заламинированный пропуск, на котором большими буквами написано «всюду». Такие пропуска получали немногие.

Основной задачей ГАИ на территории строительства саркофага – было обеспечить соблюдения правил дорожного движения и сопровождать машины от и до атомной электростанции. Около саркофага, где велось строительство, у рабочих останавливались часы, а рации отказывались работать.

ликвидаторы1

– Никто не задумывался тогда, что нужно поступать по-другому. Все понимали, что это ответственное задание, которое следует выполнить. В то время это было наиболее ценным: приказ и цель. Со мной в команде было 25 человек, - рассказывает Алексей Ловчиков.

 

Зарплата – в пятикратном размере. Но и ответственность на каждом была колоссальная. Тогда среди работников бытовало мнение, что 100 грамм красного вина в день может уберечь от радиации. Каждый завозил с собой несколько ящиков вина, и каждый выпивал. Когда же из Германии было привезено спецоборудование, для работы на саркофаге и его разбили во время перевозки пьяные рабочие, были введены чрезвычайные меры.

 

– Когда мы заехали в 30-километровую зону я своим ребятам сказал, что я тоже хочу, чтобы мы все были здоровы. Но прошу об одном, я тоже взял себе вина, но чтобы вы не путали: выпить бокал вина только после работы. Выполнил задание и пожалуйста. И чтобы было по-честному, я вас контролировать не буду, но если кто-нибудь в пять часов станет в строй пьяный, он все равно едет в Чернобыль, выполняет свою работу. Не за рулем, нет, но работать. Однако зарплата у всех будет один к пяти, а у того, кто был пьяный один к одному.

 

Спустя три дня ситуация на объекте стабилизировалась. Больше инцидентов с пьянством не было.

Для проверки каждого из постов, был выделен БТР, который натерли парафином. Из защиты – только марлевая повязка, одежду меняют каждые три дня. Но и кормили так, как ели в те времена только работники ЦК КПСС. Алексей Ловчиков вспоминает, как после очередной рабочей смены очередь выстраивалась в секунды из ста человек. На полках собранного полевого буфета было все, что тогда можно было только достать: дефицитные конфеты, фрукты, супы и гарниры.

ликвидаторы

«Страшно было, когда впервые въехали в Припять», – говорит ликвидатор. На фото: они с друзьями сидят на БТР. Все улыбаются, за спиной чернобыльский лес.

 

– Когда мы въехали, охватило странное ощущение: тихий, пустой город, где ни одной живой души. Тишина и ничего нигде не движется. Когда же люди уезжали, осталось абсолютно все: продукты, вещи, книги, забрили в спешке только документы. В Припять нас послали для того, чтобы все машины, которые стояли в гаражах перегнать в Глебовку, для переплавки. Когда же люди выехали из зараженной территории, у них помимо вещей остались и машины. Тогда они начали писать в партию, чтобы получить компенсацию. Наша задача была найти абсолютно все машины, - рассказывает Алексей Ловчиков.

 

Гнали машины по трассе на максимальной скорости. Счетчики радиации зашкаливали. Пригнав машину на место, следовало ставить их как можно плотнее и сразу отправляться в медпункт за дозой лекарств. Один стаканчик таблеток на одного человека, и так каждый день.

Закончил свою службу в Государственной автоинспекции Алексей Ловчиков на должности начальника УГАИ УМВД Украины в Запорожской области в звании полковника милиции. 15 раз побывал у саркофага и целый месяц трудился в 30-километровой зоне. Источник: ОСО ГУМВД УКраины в Запорожской области
comments powered by HyperComments

Картина дня

Последние события в Запорожье

Все новости раздела

В Запорожье вор испортил иномарку, чтобы украсть документы

Патрульные полицейские разыскали преступника. 

Запорожские медики помогли пациентке с огромной грыжей

«Как можно скорее решить проблемы со здоровьем и быть рядом с маленьким ребенком» - с…

В Запорожье отключат холодную воду, - адреса

Вода будет отсутствовать ночью.