Эксперты: в Запорожье новый проект рассматривают как заграничное средство от депрессии

Пятница, 31 мая 2013 13:03 | Запорожье | 15

На Запорожском автомобильном заводе третий год подряд наблюдается скачкообразное падение объемов производства. Об этом пишет Ярослав Ярош в статье, опубликованной на сайте ИА "Минпром".

Исходя из актуальной динамики, ЗАЗ в текущем году выпустит вдвое или даже втрое меньше автотехники, чем производил в 2010 году. Тем не менее руководителя именно этого предприятия Николая Евдокименко на днях назначили первым заместителем министра промышленной политики. Уже в этом статусе он будет курировать проект создания первого в Украине автомобилестроительного кластера. Естественно, в Запорожье.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В конце апреля Украину посетила делегация Международной миссии ООН по промышленному развитию (UNIDO), которая и задекларировала поддержку пилотного проекта по созданию автомобильного кластера в Запорожье. Кроме того, техническую помощь в этом начинании Украине готово предоставить и правительство Словении. Гранты от UNIDO и балканских партнеров пойдут в основном на создание методологической базы кластера, разработку концепции, изучение заграничного опыта. Стартовать проект должен в июне и через три года обрести конечные контуры.

- Главная цель проекта заключается в усилении позиций мелких и средних поставщиков автомобильных компонентов, для того чтобы они могли отвечать требованиям производителей транспортных средств: как отечественных, так и зарубежных, – характеризует задания грядущего кластера ассоциация "Укравтопром". Кроме того, возникнет больше возможностей интеграции украинских производителей в глобальные сети поставок для транснациональных компаний. По словам президента "Укравтопрома" Михаила Резника, Украина имеет наработки относительно создания 5 автомобилестроительных кластеров, но площадка в Запорожье наиболее к этому подготовлена.

Похожей точки зрения придерживается и министр экономического развития Игорь Прасолов, посетивший ЗАЗ в середине мая.

- Прежде всего, на этом предприятии поражает локализация – здесь производится 50-70% от общего количества автомобильных деталей, то есть мы можем самостоятельно производить фактически полностью автомобиль, – заявил он журналистам. – Второй момент: у ПАО "ЗАЗ" 790 смежников, т.е. он обеспечивает работой не только крупные, но и средние, и малые предприятия". Формат кластера, согласно замыслу инициаторов, должен сохранить и укрепить эти связи, а также усилить наукоемкую и инновационную составную в национальном машиностроении. Но все эти хорошие общие намерения пока не трансформировались в четкую модель. Единого видения кластера у властей и производителей пока нет.

Zphoto1ЗАЗ рассматривает этот проект в первую очередь как новомодное заграничное средство от депрессии. Поскольку лекарства, опробованные до сих пор, не помогают. Конкуренты Запорожского автозавода видят в этом шаге очередной лоббисткий финт Тариэла Васадзе. Эксперты UNIDO склонны адаптировать к условиям Украины словенскую модель – некоммерческого партнерства. В правительственных коридорах довольно популярна российская интерпретация кластеров. У последних две отличительные черты: активный патронат государства над каждым из подобных проектов и сопутствующее применение антиимпортных мер на внутреннем авторынке.

Среди постсоциалистических государств Евросоюза автокластер Словении (AKS) считается наиболее успешным. Он был создан в 2001 году 12 участниками, а на конец 2012 года объединял уже 63 предприятия, насчитывающих 24,5 тыс. человек персонала. Степень взаимной корпоративной зависимости между членами объединения может быть совершенно разной – сюда входят и аффилированные лица, и независимые компании, но при этом некоторые общие затраты (например, маркетинг, исследование, обучение) они пропорционально делят между собой. То же касается и профиля деятельности. Словенский кластер объединяет производителей и технологий, и материалов, и механики, и электроники.

В прошлом году товарооборот AKS превысил 3,3 млрд евро, из них 80% получено за счет экспорта. На кластер приходится свыше 10% словенского ВВП и свыше 20% экспорта. Особенно успешно ему удалось наладить сотрудничество с консорциумом Renault-Nissan, по заказам которого словенцы изготавливают широкий ассортимент комплектующих – от деталей коробки передач до ковриков в салоне автомобиля. Такое сотрудничество приносит сегодня кластеру свыше 170 млн евро годового дохода. В "Укравтопроме" рассчитывают, что часть заказов от Renault-Nissan в будущем можно было бы разместить и на конвейере Запорожского автозавода.

Как отметил в комментарии МинПрому Евгений Тимошенко, старший аналитик международной юридической фирмы Integrites, сами по себе кластерные проекты являются прогрессивным шагом. В послевоенный период они, например, стали одной из движущих сил возрождения экономик Германии и Испании. Но в украинском исполнении еще необходимо посмотреть, во что выльется первый кластер: станет ли он плацдармом для зарубежных производителей, источником неэффективного использования грантов и льгот или же принесет реальный синергический эффект участникам проекта? В России, по словам Евгения Тимошенко, действительно, сегодня наблюдается бум автомобильных кластеров. Три из них уже сформировались – Центральный, Северо-Западный и Приволжский, четвертый – Западный – создается в Калининграде. "Но наряду с их развитием нельзя не замечать и возникающих проблем, – говорит эксперт. – Это, в частности, несоответствие уровня затрат и уровня либерализации фактическим результатам; зачастую низкая гибкость комплексов и отдельных циклов; завышенная себестоимость; отставание по качеству и стандартам от мировых аналогов; замедленный характер перехода от стартовой фазы к промышленным масштабам; дефицит кадров и ресурсов (сырья и полуфабрикатов)".

На начальном этапе Украине важнее всего правильно определиться с ролью ЗАЗа в автокластере. Если руководство завода будет расценивать кластер только как очередной костыль для удержания предприятия на ногах, то почин вряд ли будет успешным. С другой стороны, Запорожский автозавод сегодня слишком слаб, чтобы стать динамичным мотором, тянущим за собой остальных участников кластера. В этом – ахиллесова пята целого проекта.

comments powered by HyperComments

Картина дня

Последние события в Запорожье

Все новости раздела

В Мелитополе вандалы поглумились над танком на братской могиле

Вандалы засунули в дуло танка сорванный венок.

Президент Украины наградил орденом запорожского тренера спортсменов-инвалидов

Петр Порошенко наградил орденом известную запорожскую спортсменку.

В пгт Розовка пенсионерка попыталась покончить жизнь самоубийством

Пенсионерка написала предсмертную записку и попыталась покончить с собой. 

На трассе в легковушку врезалась фура