Верховная Рада может назначить внеочередные выборы мэра и горсовета Бердянска

Вторник, 29 января 2013 18:35 | Политика | 10
Бердянск (Запорожская область) может прогреметь на всю Украину, и далеко не с лучшей стороны. Пока это только теоретическая перспектива, однако есть в городе силы, которые вольно или невольно могут сделать ее реальностью. Если нагнетаемое сегодня противостояние между городским головой и частью депутатского корпуса не прекратится, то Верховная Рада в такой ситуации может досрочно прекратить полномочия и совета, и мэра. Тогда в Бердянске состоятся внеочередные местные выборы. Об этом сообщил директор Центра правовой помощи городам Ассоциации городов Украины Виктор Кравченко. ispolk-2013 Пресс-служба Бердянского горисполкома обратилась к Виктору Витальевичу с просьбой дать свои комментарии по ряду вопросов касательно ситуации в городе. Директор Центра правовой помощи городам на это согласился. – В конце декабря 2012 года часть депутатов Бердянского городского совета пожелала изменить регламент работы нашего местного парламента, а также положение о депутатских комиссиях, их количественный и персональный состав. Почему вдруг это произошло – тема отдельного разговора. Нас сейчас интересует только правовая сторона вопроса. Насколько законно вот так вот, в середине каденции, совету брать и менять положение о постоянных депутатских комиссиях и т.д.? – Закон «О местном самоуправлении» дает право городским советам как ликвидировать постоянные депутатские комиссии, так и менять их состав. Если возникает такая необходимость, то на протяжении своей каденции совет может это делать в любой момент. Тут никаких юридических преград нет. – Скажите, а могут ли все эти изменения происходить без участия городского головы? Скажем прямо: может быть так, что мэра просто ставят перед фактом? – Нет, так происходить не может. Роль городского головы на территории местного самоуправления достаточно велика. Он – высшее должностное лицо в городе. Он несет ответственность за происходящее. Именно городской голова председательствует на сессиях, он обеспечивает формирование повестки дня, подготовку проектов решений сессии. Естественно, такие вопросы не могут решаться без его участия, без учета его мнения. – Еще один интересный момент. В Бердянске состоявшаяся 27 декабря сессия горсовета без учета мнения по крайней мере части депутатов своим решением просто взяла и распределила их по вновь созданным и преобразованным комиссиям. Проект решения выносил секретарь совета. То есть, получается, он в одиночку решил, кому из депутатов в какой комиссии работать. Правомерно ли это, даже с учетом того, что сессия проголосовала за этот проект решения простым большинством голосов? – Безусловно, нет. Пункт 1 части 2 статьи 19 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» гласит, что избрание в состав определенной комиссии совета является субъективным правом депутата совета. То есть, как любое другое право, оно не может быть реализовано без волеизъявления самого депутата. – То есть сессия совета даже большинством голосов не может указать депутату: ты работаешь в такой-то комиссии? – Нет, конечно. Это все равно, что у вас есть право заключать брак. А родители пошли и заключили его без вас с тем, с кем они посчитали лучше. Получается, они фактически отобрали у вас ваше право. Точно так же и с работой депутата в той или иной комиссии. Где ему работать – это только его право, и никто не может решать за него, даже большинством голосов. – Выходит, ветируя данное решение, в бердянском случае городской голова был прав и фактически защищал права депутатов? – Я еще раз повторюсь: городской голова – высшее должностное лицо в городе. Поэтому с целью недопущения конфликтных ситуаций, обеспечения законности и стабильности работы совета соответствующие вопросы должны решаться путем договоренностей и достижения согласия между городским головой, депутатами городского совета, уполномоченными представителями депутатских фракций и групп… – Хорошо, а если договориться не получается? Если, как в бердянском случае, группа депутатов подстрекается извне? Если чисто хозяйственные вопросы попадают в зависимость от вопросов политических? Если городского голову все равно хотят поставить перед фактом, и из-за этого Бердянск оказался на пороге парадоксальной ситуации, когда сессия может бесконечно принимать спорные решения, а городской голова будет их ветировать? При этом на преодоление вето у совета голосов не хватает. – Если противостояния преодолеть не удастся, то в таком случае Верховная Рада может назначить внеочередные выборы и мэра, и городского совета. В 2012 году у нас было три таких случая. Правда, речь шла о сельских советах, но тем не менее. Была вероятность назначения внеочередных выборов и в одном из городов Сумской области. Однако там у сторон хватило благоразумия договориться и снять конфликт без проведения внеочередных выборов. Думаю, и бердянцам нужно не нагнетать противостояние, а наоборот, искать общие точки, идти на какие-то компромиссы и договариваться. Не хочу никому давать советы, но правда в том, что в ситуации конфликта страдают абсолютно все. Да и городу это не на пользу. IPnews
comments powered by HyperComments

Картина дня